Предмет. В работе исследовано напряженно-деформированное состояние (НДС) модельного замкнутого крыла самолета методом экспериментально-расчетного анализа с использованием спекл-голографической интерферометрии.
Цель. В результате исследования НДС модели крыла раскрыть и наглядно продемонстрировать возможности экспериментально-расчетного анализа с использованием спекл-голографии.
Методология. Экспериментальное исследование напряженно-деформированного состояния конструкций осуществлялось с использованием экспериментального нагрузочного устройства.
Результаты. Разработан алгоритм экспериментально-расчетного анализа напряженно-деформированного состояния конструкций с использованием спекл-голографии и продемонстрированы результаты исследований на примере экспериментального нагрузочного устройства.
Область применения полученных результатов. Результаты исследований могут быть использованы для разработки концепции силовой схемы летательного аппарата (ЛА) с замкнутой системой крыльев, которая считается конструктивно одной из наиболее перспективных, так как имеет много потенциальных достоинств, связанных с уменьшением его веса, повышением жесткости конструкции и уменьшением его деформаций, с возможностью непосредственного управления подъемной и боковыми силами.
Выводы. Одним из наиболее важных аспектов спекл-голографической интерферометрии является качество получаемой спекл-голограммы, от которой во многом зависит ее дифракционная эффективность. При этом улучшение дифракционной эффективности при решении практических задач осуществляется благодаря подбору проявителя фотопластин, установке определенного времени экспозиции и выбору методики обработки фотопластин. Однако на практике нередко возникают проблемы получения максимальной дифракционной эффективности голограмм. Нами производился выбор проявителя, времени экспозиции, а также методики фотообработки спекл-голограмм во встречных пучках в процессе практического эксперимента.
Практическая значимость. Описанная в статье технология внестендовой регистрации спекл-голограмм может быть использована в процессе исследований НДС натурных авиаконструкций в зонах концентрации напряжений, а также их выявления во время промышленных натурных испытаниях.