Современные комплексы военной техники, находящиеся на вооружении Воздушно-космических сил России, содержат в своем составе значительное количество радиоэлектронной аппаратуры. Наиболее критичной операцией при восстановлении их работоспособности в процессе эксплуатации является техническое диагностирование, выполнение которого направлено на определение мест и причин неисправностей.
Информационная поддержка диагностирования в настоящее время организована на основе бумажного комплекта документации, использование которого характеризуется значительными временными задержками. Показано, что известные автоматизированные системы информационной поддержки диагностирования ориентированы на предоставление информации об эталонном состоянии аппаратуры и не позволяют автоматизированно определять непосредственно причину неисправности по диагностическим признакам. Предсказано, что построение диагностической модели, отражающей взаимосвязь признаков и причин неисправностей, позволит повысить уровень автоматизации информационной поддержки за счет создания человеко-машинного интерфейса, обеспечивающего диалог системы с обслуживающим персоналом в конструкциях естественного языка. Целью работы является создание способа представления неисправностей в виде диагностической фреймовой модели, выступающей в качестве информационного ресурса информационной диалоговой системы, которая позволяет значительно сократить время, требуемое для определения причин неисправностей радиоэлектронной аппаратуры. Новизна предлагаемого подхода к концептуальной формализации неисправностей радиоэлектронной аппаратуры состоит в том, что он позволяет напрямую оперировать терминами и понятиями предметной области технического диагностирования в конструкциях естественного языка без необходимости их преобразования в математические нотации, представляющие признаки неисправностей в информационных системах традиционной структуры. Показано, что представление неисправностей на основе предлагаемого подхода может выступать в качестве основного информационного ресурса диагностической диалоговой системы, функционирующей по принципу «вопрос-ответ» на естественно-подобном языке. Построение информационного интерфейса, обеспечивающего связь диагностической модели с обслуживающим персоналом посредством запросов и ответов на естественно-подобном языке, обеспечивает значительное сокращение времени диагностирования, что позволяет снизить общее время восстановления технических комплексов и систем.