Современные космические аппараты (КА) представляют собой сложные объекты контроля и диагностирования, которые при доработках и частичной модернизации допускают совместную эксплуатацию элементов, имеющих различный объем статистической информации о дефектах и отказах, а порой и полное отсутствие данной информации. При диагностировании бортового оборудования (БО) КА проблема достоверности принятия решения стоит весьма остро.
Низкое качество диагностирования может привести к принятию ошибочных решений технического состояния (ТС) и негативно повлиять на процессы восстановления работоспособности объекта диагностирования, что приводит к снижению оперативности решения задач, либо к запуску КА с неисправным БО, что означает срыв поставленной целевой задачи. Это требует дальнейшего интенсивного развития новых подходов к определению технического состояния на основе разнородной априорной и текущей информации, так как существующие подходы не достаточно полно отражают протекающие процессы в объекте и системе диагностирования.
В связи с этим разработана методика синтеза пригодной по достоверности программы диагностирования бортового оборудования космического аппарата на основе скрытых марковских моделей, основанная на байесовских сетях доверия. Применение байесовских сетей доверия в моделях диагностирования позволяет повысить достоверность результатов диагностирования за счет возможности учета неопределенности результатов измерений диагностических признаков, динамики априорной информации о техническом состоянии объекта диагностирования, охвата значительного объема диагностических признаков, а также использования параметров закона распределения значений диагностических признаков и точностных характеристик средств измерений. Применение аппарата байесовских сетей доверия существенно дополняет модели и методы решения задач технической диагностики.
Представлен пример синтеза пригодной по достоверности программы диагностирования системы управления движением космического аппарата. По мнению авторов, результаты исследований могут представлять интерес для разработчиков средств контроля и испытаний бортового оборудования космических аппаратов как при подготовке КА к запуску, так и в полете.