Введение: в настоящее время обсуждение частичной и полной электрификации в авиационном сообществе уже вышло за рамки дискуссий и перешло созданию первых прототипов. Скорость популяризации идей о необходимости скорейшего перехода к электрифицированной авиационной технике вызывает обеспокоенность так как существует ряд принципиальных трудностей перехода к электрификации, которые почти не обсуждаются, в частности – отсутствие снижения массы самолёта в полёте.
Цель исследования: Целью исследования является определение возможного сценария функционирования и конструктивных особенностей электрифицированного самолёта, использующего в качестве источника энергии для совершения полёта аккумуляторные батареи с учётом конструктивных и эксплуатационных ограничений и особенностей. Результаты: Предложены возможные конструктивные меры по размещению аккумуляторных батарей в конструкции планера с учётом конструкторских, технологических и эксплуатационных ограничений. Описан принципиальный недостаток электрифицированных летательных аппаратов – постоянство массы в течении полёта. Предложены варианты обеспечения снижения массы летательного аппарата во время полёта по мере расходования энергии. Предложена концепция многоступенчатого самолёта и описан возможный сценарий его функционирования. Практическая значимость: Полученное знание может быть полезно для дальнейших исследований в области электрификации авиации, как с точки зрения теоретических исследований, так и с точки зрения формирования концептуальных и обликовых решений на ранних этапах проектирования. Обсуждение: Полученные результаты позволяют сделать вывод о высокой степени сложности и новаторства потребных трансформаций авиационных комплексов при включении в них полностью электрифицированного самолёта. Это влечёт за собой необходимость внесения изменений не только в конструкцию планера самолёта, но и в сценарий его функционирования и в нормативные документы, регламентирующие безопасность полётов. Таким образом необходимо в дальнейшем точно установить границы допустимости подобных решений и определить алгоритм оценки их экономической эффективности с учётом влияния на окружающую среду.